История медицины
О проекте   |     Контакты    |   
Поиск   

Стоматология и зубоврачевание // Развитие стоматологии как врачебной специальности в СССР и Российской Федерации

Общие вопросы возникновения, становления и развития стоматологии

Октябрьская революция (Октябрьский переворот – по формули­ровке других историков) 1917 г. ознаменовала коренной пово­рот в развитии страны и становлении здравоохранения. 26 октября 1917 г. в Петроградском Военно-революционном комитете был создан медико-санитарный отдел – первая организация по управлению здравоохранением в Советской республике. Возглавил отдел М.И. Барсуков. При различных наркоматах (путей сообщения, внутренних дел, просвещения, социального обеспечения и др.) были организованы врачебные коллегии, которые 2 декабря 1917 г. опубликовали совмес­тное «Обращение к медицинскому персоналу республики о борьбе с заболеваемостью, смертностью и антисанитарными условиями жизни широких масс населения», которое стало программным документом для развития здравоохранения.

11 июля 1918 г. В.И.Ленин подписал Декрет СНК РСФСР «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения», ставшего первым в мире Министерством здравоохранения. 17 июля 1918 г. коллегия Народного комиссариата здравоохранения приняла «Положение о зубоврачебной подсекции комиссариата и Ученой одонтологической комиссии» при ней (ГАРФ, фонд 482, оп.1, дело № 12, л.17). Возгла­вил зубоврачебную подсекцию зубной врач П.Г. Дауге. Для решения научно-методических вопросов, связанных с организацией зубоврачебной помощи в стране, П.Г.Дауге привлек группу ученых, передовых врачей и общественных деятелей: А.И.Евдокимова, Е.М.Гофунга, И.Г.Лукомского, А.А.Лимберга, М.О.Коварского, Н.И.Агапова, Н.А.Астахова, П.П.Львова, Г.А.Ефрона и др. Зубоврачебная подсекция должна была разработать и провести в жизнь все мероприятия по реформе зубоврачебного дела в республике. Основным вопросом, кото­рый надо было срочно решать, был вопрос организации зубоврачебной помощи населению страны, потребность в которой была очень велика. Оказывалась она в основном частнопрактикующими врачами и была платной, пользоваться ею могли только обеспеченные граждане.

В 1918 г. было опубликовано постановление Наркомздрава РСФСР «О трудовой повинности медицинского персонала», в котором впер­вые в истории России утверждалась норма обеспеченности населе­ния зубоврачебными кадрами: 1 зубной врач на 10 тыс. городского и 1 зубной врач на 38 тыс. сельского населения, для крупнейших цент­ров страны (Москва, Петроград, Киев и др.) – 1 зубной врач на 5 тыс. городского населения и 1 зубной врач на 3 000 детского населения.

Организация государственных зубоврачебных кабинетов и лабораторий требовала времени и немалых материальных затрат, средств на покрытие которых у государства не было, поэтому для создания государственных учреждений было решено использовать частные зубоврачебные кабинеты. 14 сентябри 1918 г. было издано «Постановле­ние относительно использования частных зубоврачебных кабинетов в интересах трудящегося населения», на основании которого все зубные врачи были обязаны оказывать трудящимся бесплатную зубоврачебную помощь. 17 сентября 1918 г. вышло еще одно постановление «Об учете зубоврачебных и зуботехнических принадлежностей и матери­алов». Учет имущества выявил практически полное его отсутствие. В конце сентября 1918 г. зубоврачебная подсекция разработала проект «Положения о национализации зубоврачебной помощи в Советской республике», по которому все частные кабинеты вместе с их оборудованием переходили в руки государства.

26 декабря 1918 г. НКЗ было издано постановление «О государственной организации зубоврачебной помощи в республике», в кото­ром были определены конкретные пути ее становления и главные за­дачи: общедоступная, бесплатная квалифицированная зубоврачебная помощь, постепенная отмена частной практики, обеспечение зубов­рачебными кадрами городского и сельского населения, правильное их распределение. 18 февраля 1919 г. на основании декрета Совнаркома РСФСР под контролем и управлением Наркомздрава были объедине­ны все медицинские учреждения, находящиеся в ведении различных ведомств и организаций, в том числе и страховых.

Таким образом, после Октябрьской революции 1917 г. возникла государственная организация стоматологической помощи населению России. В 1918 г. была проведена национализация частных зубоврачебных кабинетов, с 1919 г. началось слияние страховой медицины, существовавшей с 1912 г., с государственной, с последующим полным исчезновением страховой медицины.

Начавшаяся в 1918 г. Гражданская война приостановила реализа­цию разработанных зубоврачебной подсекцией лечебных, организа­ционных и профилактических мероприятий в области зубоврачева­ния. Введение в 1921 г. новой экономической политики сказалось и на организации зубоврачебной помощи населению. В условиях НЭПа расходы на здравоохранение должны были покрываться как государственными средствами, так и местными. Основные изменения каса­лись перевода лечебных учреждений на местный бюджет, за исклю­чением небольшой части амбулаторий крупных городов, поликлиник, обслуживающих школьников, а также рабочих государственных предприятий, работающих на восстановлении народного хозяйства страны, которые оставались на государственном обеспечении. Переход на местные средства из-за недостатка государственного финансирования «неблагоприятно, болезненно, а местами гибельно отразится на работе органов здравоохранения» (Мирский М.Б., 2005).

Были разработаны временные нормы зубопротезной помощи, согласно которым участникам войны проводилось внеочередное бесплатное протезирование. Бесплатная медицинская, в том числе и зубопротезная помощь, оказывалась только застрахованным граж­данам. Платную зубопротезную помощь можно было получить в го­сударственных лабораториях на принципах себестоимости. 10 июля 1922 г. постановлением Народного комиссариата здравоохранения «Об использовании зубоврачебного имущества» был закреплен про ект «Положения о национализации зубоврачебной помощи в Советской республике» (1918). Постановление подтверждало, что зубоврачебное имущество, «как фактически поступившее в ведение органов государственной власти, является имуществом государственным и ни в коем случае возврату в частное владение не подлежит» (Бюллетень Наркомздрава. 1922. № 4).

Таким образом, с 1922 г. частнопрактикующая зубоврачебная помощь окончательно прекратила свое существование в СССР.

Для сохранения лечебных учреждений Народный комиссариат здравоохранения часть из них передал на содержание промышленным предприятиям и страховым органам, в результате чего возникла сеть зубоврачебных амбулаторий при заводах, государственных учрежде­ниях, работающих на хозрасчете (1922). Это было хоть и временное, но все же отступление от основных принципов здравоохранения советского периода. П.Г.Дауге (1923) отметил, что между бурно растущим спросом на все виды квалифицированной помощи и реальной возможностью его удовлетворения существует колоссальная пропасть, которую в ближайшем будущем удастся смягчить лишь в ограниченной степени.

В 1923 г. Народный комиссариат здравоохранения издал циркуляр «О мероприятиях к улучшению зубоврачебного дела на местах», в котором лучшей организационной формой стоматологического обслуживания населения были признаны зубоврачебные кабинеты (отделения) при общих амбулаторно-поликлинических учреждени­ях, что способствовало укрупнению этих кабинетов до 4–5 и более рабочих мест. В 1924 г. на I Всероссийском одонтологическом съезде И.А.Клейтман для оказания зубоврачебной помощи городскому населению предложил заменить зубамбулаторию на зубполиклинику с обязательными основными и вспомогательными отделениями. На­родный комиссариат здравоохранения издал циркуляр «Об улучшении постановки зубоврачебного дела в связи с современными профи­лактическими задачами» от 2 апреля 1925 г., в котором предполагалось расширение стоматологической сети за счет организации дополнительных кабинетов при амбулаторно-поликлинических учреждени учреждени­ях с целью обеспечения единого охвата дианмическим наблюдением диспансеризируемых контингентов населения. В циркуляре опреде­лялся объем санации и вводился обязательный для врача «профилактический минимум», включавший наложение 8–10 пломб в день.

В 1924 г. П.Г. Дауге отмечал, что для улучшения зубоврачебной по­мощи населению «… необходим переворот во всей внутренней мето­дологии зубоврачебного труда, заменяющей индивидуально-случай­ный характер лечения методами организационно-планового подхода, поддающегося точному расчету» и «...уточнение самого учета, без какового немыслимы ни госконтроль над работой, ни научная про­верка фактических достижений в борьбе с заболеваемостью зубов». В 1926 г. П.Г. Дауге предложил систему учета и оценки зубоврачебного труда, которая получила название «трудовой единицы». С его слов: «В основу нашей нормализации труда должно быть вложено не только количество пропущенных больных, но и конкретно достигнутый трудовой результат. А для измерения, для учета этого результата должно быть установлено определенное “мерило”, определенная “трудовая единица”, к которой с легкостью могут быть сведены все основные зубоврачебные манипуляции». По предложению автора, одна «трудовая единица» составляла 20 минут – время, необходимое для лечения одного кариозного зуба. Понятие «трудовая единица» стало основным критерием оценки и учета зубоврачебного труда в советской стомато­логии (Лабунец В. А. и др., 2010).

Таким образом, в 20-е гг. произошло становление государственной системы одонтологической помощи, шел активный поиск путей совершенствования организации одонтологического обслуживания населения и было положено начало превращения зубоврачевания в равноправную медицинскую дисциплину – стоматологию.

6 июня 1928 г. на III Всесоюзном одонтологическом съезде в до­кладе «Уроки 10-летнего государственного зубоврачебного строительства» П.Г. Дауге отметил успехи в организации стоматологичес­кой помощи. К началу 30-х гг. в СССР функционировали различные типы стоматологических учреждений – специальные зубоврачебные амбулатории (общего пользования, для застрахованных и школьно профилактические), зубоврачебные кабинеты при больницах и общих амбулаториях, отдельные зубоврачебные кабинеты, самостоятельные зубопротезные учреждения. По данным на 1 января 1928 г., общее число зубных врачей в РСФСР, состоящих на государственной службе, составляло приблизительно 4600 человек, росло число посещений к зубным врачам, увеличивалось количество зубоврачебных амбулаторий. В то же время докладчик отметил и недостатки, связанные главным образом с отсутствием профессионального руководства в центре и на местах, проблемы с кадровым и материально-техническим обес­печением стоматологической службы, существенные диспропорции в обеспеченности населения разных регионов стоматологической помощью. Даже в крупных городах бесплатная зубоврачебная помощь оставалась в значительной степени привилегией застрахованных лиц, получавших до 95% ее объема. Так, в 1925 г. в Ленинграде – лучшем регионе страны с точки зрения обеспеченности стоматологической помощью – на застрахованных и членов их семей приходилось почти 3/4 обращений за стоматологической помощью.

Реорганизация зубоврачебного образования и зубоврачебной помощи началась и в Украинской и других республиках. После окон­чания гражданской войны в январе 1920 г. был создан Наркомздрав УССР, который издал приказы «Об организации зубоврачебной секции при губернских отделах здравоохранения» и «О государственной организации зубоврачебной помощи в Украинской республике». Начала развиваться сеть государственных зубоврачебных учреждений, стали готовиться кадры. В этой работе активное участие принимали профессора Е.М. Гофунг, Г.А. Маслов, К.П. Тарасов и др. Все это привело к тому, что уже к концу 1927 г. на Украине насчитывалось 1409 зубных врачей.
В годы индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства было издано постановление ЦК ВКП(б) «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян», принятое 22 декабря 1929 г., в ко­тором отмечались как успехи в здравоохранении, так и его недостатки: отставание развития здравоохранения от роста народного хозяйства и потребностей трудящихся. Это относилось и к стоматологической по­мощи как в городе, так и на селе. Всего по СССР в государственной сети количество зубных врачей к 1935 г. достигло 11599. Значительно расширилась и сеть зубоврачебных учреждений, которая на тот пери­од составила по Союзу 6961 учреждение (кроме ведомственных учреждений РККА).

Большую организационную и научно-методическую работу по совершенствованию зубоврачебной помощи и внедрению научных достижений стоматологии в практику проводили Государственный институт стоматологии и одонтологии (ГИСО) в Москве, Ленинградский стоматологический учебно-практический институт, Научно-исследовательский институт в Одессе.

В мае 1937 г. в Московском стоматологическом институте состоялось совещание, на котором был обсужден план развития стоматологической помощи. В совещании приняли участие представители Наркомздрава СССР и РСФСР, Московских областного и городско­го отделов здравоохранения, министерств Украинской, Белорусской, Грузинской ССР. Принятые решения были направлены на обеспечение стоматологической помощью населения промышленных районов и сельской местности, на увеличение сети стоматологических учреждений и соответствующих кадров, развитие челюстной хирургии и ортопедии, улучшение оборудования для стоматологических поликлиник и лабораторий.
Военные события на Дальнем Востоке (1938–1939) и в Финляндии (1939–1940) были первым испытанием для молодой отрасли медицины – стоматологии. Если во время империалистической войны 1914–1918 гг. смертность лиц, раненых в челюстно-лицевую область, составляла 53%, то во время боевых операций у реки Халхин-Гол этот показатель в войсковом районе равнялся всего лишь 0,4%. Во время советско-финляндского конфликта смертность раненых в че­люстно-лицевую область в войсковом районе колебалась в от 0,4 до 1,1%. По данным Д.А.Энтина (1940), 63% раненых в челюстно-лице­вую область специализированная помощь была оказана в войсковом районе.

В период военных действий стоматологи разрабатывали научные основы лечения челюстнолицевых ранений, используя различные конструкции аппаратов и протезов для фиксации переломов челюстей, совершенствуя методы борьбы с осложнениями таких ранений и др.

Для организации качественной и своевременной помощи лицам с челюстно-лицевыми ранениями был произведен учет существующих клиник и специалистов, разработан норматив помощи для различ­ных медицинских учреждений, предложены стандартные шины для оказания первой помощи и транспортировки раненых. Деятельность стоматологов по оказанию помощи раненым в челюстно-лицевую об­ласть в условиях войны проходила в тесном взаимодействии с работой челюстно-лицевых хирургов, ортопедов, оториноларингологов, оф­тальмологов, нейрохирургов и других специалистов.

Стоматологи справились с возложенными на них задачами; по словам И.Г.Лукомского, «самая молодая медицинская специальность в нашем Союзе – стоматология – на полях сражения в Монголии, Польше и Финляндии держала экзамен на аттестат зрелости, и этот аттестат зрелости с отличием должен быть выдан нашей специальности».

Опыт, приобретенный в период военных событий на Дальнем Востоке и в Финляндии, позволил создать систему доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной стоматологической помощи при ранениях лица и челюстей, разработать табели специального оснащения, образцы шин и т.п.

С первых дней Великой Отечественной войны стало ясно, что она принимает затяжной характер. По сравнению с предыдущими войнами изменился характер ведения боя, усложнилась военная техника, увеличилась ее поражающая сила, в военных действиях участвовали огромные людские массы. Необходимо было срочно менять тактику организации медицинской помощи, в том числе и стоматологической. «Всякая война заставляет хирургов и травматологов в сравнительно короткий срок переоценивать те ценности, которые накапливались иногда в течение многих лет в предвоенный период», – писал В.Ю.Курляндский в 1944 г.

Стоматологическую помощь в Красной Армии возглавил генерал-майор медицинской службы Давид Абрамович Энтин (1888–1957) – один из основоположников отечественной военной стоматологии. Д.А. Энтин в 1904 г. окончил зуботехническую школу Банка в Одессе и начал работать зубным техником, в 1908 г. экстерном сдал экзамены за 6 классов гимназии, а в 1910 г. – за 8 классов и получил среднее образование; в 1913 г., сдав экзамены экстерном, получил в Юрьевском университете диплом зубного врача, в том же году окончил зубоврачебную школу Вонгль-Свидерской в Петербурге и начал работать зубным врачом Петербургского лепрозория «Крутые ручьи». Для изучения проявлений проказы в полости рта он был командирован на о. Цейлон (где был придворным лекарем по зубным болезням у ин­дийского магараджи) и в Японию (Иорданишвили А. К., 2008). Отче­том о работе стал доклад «Проявление проказы в полости рта», прочитанный Д.А. Энтиным 28 ноября 1914 г. на заседании Петербургского общества борьбы с проказой.

После вступления России в Первую мировую войну Д.А. Энтин вернулся на родину, работал старшим протезистом в челюстном лазарете Красного Креста в бывшей Свято-Троицкой общине сестер милосердия, а затем во вновь открытом на средства императрицы Марии Федоровны 10 июня 1915 г. в Петрограде «зубоврачебном лазарете» (хирургический госпиталь № 246 Красного Креста в Зимнем дворце).

В 1918 г. Д.А. Энтин поступил в Военно-медицинскую академию (ВМА), одновременно заведуя организованной им зуботехнической лабораторией Петроградского губздравотдела; в 1919 г. отправился на фронт в качестве штатного зубного врача Башкирской дивизии и нештатного консультанта санитарного управления 7-й армии по организации и оказанию помощи челюстно-лицевым раненым. С 1924 г. начал преподавать одонтологию в ВМА, уделяя особое вни­мание вопросам лечения воспалительных заболеваний и травм челюстно-лицевой области, профилактике болезней зубов; именно с этого времени преподаванию дисциплины придается «военный уклон». С 1929 по 1951 г. он был начальником кафедры стоматологии (с 1942 г. – кафедра челюстно-лицевой хирургии со стоматологией) ВМА. Одновременно в течение ряда лет он являлся заведующим отделами детской (1926–1927 гг.) и терапевтической (1928–1937 гг.)стоматологии Ленинградского научно-практического стоматоло­гического института, а также его научным руководителем (1931–1939 гг.). Д.А. Энтиным была подготовлена глава по повреждениям лица и челюстей, впервые включенная в учебник по военно-полевой хирургии (1931 г.), в 1940 г. под его редакцией вышел в свет учеб­ник «Помощь на фронте раненым в челюстно-лицевую область», в 1939 г. им же опубликовано первое издание учебного пособия «Дов­рачебная помощь челюстным раненым». Проверкой разработанных в ВМА принципов оказания помощи челюстно-лицевым раненым ста­ли боевые действия у реки Халкин-Гол в 1939 г., советско-финляндский военный конфликт в 1940 г.

С началом Великой Отечественной войны под руководством Д.А. Энтина были разработаны система оказания помощи и методы лечения челюстно-лицевых раненых на различных этапах эвакуации, составлены табели оснащения их в войсковом, армейском и фронтовом районах. Таким образом, Д.А. Энтин по праву считается основа­телем военной челюстно-лицевой хирургии и военной стоматологии в целом в СССР; кроме того, он внес большой вклад в изучение проблем кариеса зубов и пародонтоза, ротового сепсиса, заболеваний пульпы и становление стоматологической науки в целом (Троянский Г.Н., 2004).

Стоматологической службой на Военно-морском флоте руководил В.М. Уваров. В блокадном Ленинграде организацией стоматологической помощи занимались А.А. Лимберг и П.П. Львов. В сентябре 1941 г. все эвакогоспитали тыловых районов страны были переданы в ведение Наркомздрава СССР и ВЦСПС. Для руководства ими были созданы управления эвакогоспиталей, возглавляемые опытными специалистами. Организаторами и руководителями стоматологической помощи в системе эвакогоспиталей Наркомздрава СССР были И.Г. Лукомский, А.И. Евдокимов, Б.Н. Бынин и др.

В основе организации лечебно-эвакуационного обеспечения на фронте и в тылу было проведение единой системы этапного лечения раненых с эвакуацией их по назначению, сортировкой, последовательностью и преемственностью медицинской помощи на каждом этапе. Основными пунктами этапного лечения являлись: медико-са­нитарный батальон, челюстно-лицевые отделения специализированных хирургических полевых подвижных госпиталей (СХППГ), госпи­тальные базы армии и фронта. Раненые, нуждавшиеся в длительном лечении, эвакуировались за пределы фронта.

Успехам стоматологии во время Великой Отечественной войны в значительной мере способствовало создание сжатых инструкций для широкого и служебного пользования. Были изданы «Инструкции по вопросу санации полости рта у челюстных раненых» (1942), «Инс­трукция по лечению челюстно-лицевых ранений» (1942), «Лечение челюстно-лицевых раненых в эвакогоспиталях» (1942), «Неотложная помощь челюстно-лицевым раненым» (1941), «Лечебно-эвакуаци­онное обслуживание раненых в лицо и челюсть» (1941), «По вопросу эвакуации и сортировки челюстно-лицевых раненых» (1942), «Положение о челюстно-лицевых госпиталях системы Наркомздрава CСCP и челюстно-лицевых отделениях при общих хирургических эвакогос­питалях» (1942), «Организация и методы оказания стоматологической помощи на фронтах Отечественной войны» (1944) и др. В результате этого во второй половине войны система оказания помощи челюстно-лицевым раненым приобрела еще более совершенную и стройную форму (Бернадский Ю.И., 1983).

Анализ лечения раненых в челюстно-лицевую область дал возможность рационально решить ряд вопросов военной челюстно-лицевой хирургии и ортопедии. Было признано эффективным раннее оперативное вправление отломков при лечении переломов челюстей в случаях безуспешного или малоэффективного эластического вытяжения. Нашли широкое применение активные методы хирургического лечения при огнестрельном остеомиелите челюстей, ранние пластические операции при наличии свежих рубцов и в только что закончившихся воспалительных процессах (Г.А. Васильев, Н.М. Михельсон, В.М. Мухин и др.). По показаниям проводились местные пластические операции при первичной хирургической обработке ран, при гранулирующих ранах (Л.Р. Балон, В.И. Кулаженко и др.). Хирур­ги-стоматологи пересмотрели сроки костно-пластических операций на нижней челюсти с 6–12 месяцев до 2–4 месяцев после ранения, а иногда и сразу после заживления раны и исчезновения признаков воспаления (Э.А. Александрова, Е.М. Жак, М.П.Жаков, Н.М. Михельсон, М.В. Мухин, И.М. Оксман и др.).

По мере накопления опыта стоматологи разрабатывали оригиналь­ные методы лечения челюстно-лицевых ранений, применяли оригинальные конструкции репонирующих, шинирующих, формирующих и заменяющих шин, аппаратов и протезов. Для лечения и предупреждения осложнений использовали специальные аппараты для механо­терапии и протезы при ложных суставах, микростомиях, неправильно сросшихся переломах. Разнообразие клинической картины ранений и заболеваний требовало разработки многочисленных модификаций методов ортопедического лечения челюстно-лицевых повреждений, изобретения различных аппаратов, шин и протезов.

В 1943 г. А.А. Лимберг предложил использовать для костной пластики нижней челюсти расщепленный отрезок ребра. Его метод по­лучил широкое распространение в челюстно-лицевой хирургии. В 1946 г. вышла в свет его книга «Математические основы местной плас­тики на поверхности человеческого тела», которая была удостоена Сталинской премии. Предложенный В.Ф. Рудько аппарат для лечения переломов нижней челюсти (названный его именем) применялся долгое время во время войны и после ее окончания; затем появились его многочисленные модификации, которые используют и в настоящее время.

Основы функционального направления при лечении переломов челюстей были разработаны В.Ю. Курляндским и изложены им в докторской диссертации (1943) и книге «Функциональный метод лечения огнестрельных переломов челюстей» (1944). Ученый обобщил и проанализировал накопленный опыт лечения огнестрельных пере­ломов челюстей, научно обосновал преимущества одночелюстного шинирования, разработал показания к его применению, предложил комплекс общей и специальной лечебной физкультуры при челюстно-лицевых ранениях с применением механотерапевтических аппаратов.

В 1944 г. на IV пленуме ученого медицинского совета по челюстно-лицевой хирургии при медико-санитарном управлении Военно-морского флота с докладом «Ошибки в лечении челюстно-лицевых раненых» выступил И.Г. Лукомский, который отметил, что в 1943 г. результаты лечения такого вида

Благодаря четко продуманной и организованной сети специализиро­ванных лечебных учреждений в действующей армии и в тылу было полностью излечено и возвращено в строй 85,1% раненых в челюстно-лицевую область, а в группе раненых с изолированными повреждениями мягких тканей лица – 95,5%. По количеству возвращенных в строй среди раненых разных групп раненые в лицо заняли первое место.

М.В. Мухин (1967) писал, что «такого большого числа вернувшихся в строй не было ни в одной из предыдущих войн и ни в одной армии государств, участвовавших во Второй мировой войне».

Вся стоматологическая помощь в военные годы в стране была направлена, главным образом, на лечение челюстно-лицевых раненых. В тылу стоматологическая помощь оказывалась, в первую очередь, рабочим и служащим, работающим на оборонную промышленность. Поэтому на крупных оборонных предприятиях создавались медико-санитарные части (МСЧ), в состав которых входили закрытые стационары, поликлиники или амбулатории, стоматологические кабинеты, стоматологические отделения с зубопротезными лабораториями.

Объем медицинской помощи гражданскому населению во время войны был сокращен из-за разрушения амбулаторий и их закрытия на оккупированных территориях страны. В связи с временной оккупацией немцами Харькова и блокадой Ленинграда, где располагались заводы по производству зубоврачебных материалов, значительно ухудшилось снабжение ими медицинских учреждений. За два первых военных года стоматологическая помощь сократилась вдвое; вообще за годы войны здравоохранение лишилось 6 тыс. больниц, 33 тыс. поликлиник, диспансеров и амбулаторий, 976 санаториев и 655 до­мов отдыха, 1125 санэпидстанций, 60 фабрик и заводов медицинской промышленности.

В декабре 1943 г. на коллегии Наркомздрава СССР были обсуждены основные направления развития стоматологической помощи в стране на ближайшие годы. Приказ Наркомздрава СССР № 654 предписывал к 25 января 1944 г. укомплектовать все вакантные должности зубными врачами и стоматологами за счет врачей, работавших в годы Великой Отечественной войны не по специальности. Предусматривалось орга­низовать при стоматологических институтах клиническую ординатуру ранений по основным показателям стали значительно лучше, чем в 1942 г. Функциональное лечение та­ких раненых привело к положительному результату. Предусматривалось орга­низовать при стоматологических институтах клиническую ординатуру для подготовки специалистов. Приказ обязывал также медицинскую промышленность в ближайшее время обеспечить сеть зубоврачебных и зуботехнических учреждений всеми необходимыми материалами и инструментарием. С конца 1943 г. число восстановленных и вновь организованных стоматологических учреждений стало возрастать; по сравнению с довоенным уровнем к 1 января 1945 г. их было уже 92% в городах и 80% в сельской местности. Зубопротезные отделения были восстановлены на 60% в городах и на 32% в сельской местности (И.Г. Лукомский, 1946).

В 1945 г. состоялась Всесоюзная конференция стоматологов, на которой был подведен итог колоссального опыта работы стоматоло­гов на фронтах и в тылу страны. Обобщению опыта лечения раненых с челюстно-лицевыми повреждениями в условиях военных действий были посвящены многочисленные публикации. Большое значение имели научные работы тех лет: «Военная челюстно-лицевая хирур­гия» Д.А. Энтина (1941), «Огнестрельные ранения лица и челюстей и их лечение» А.А. Лимберга (1941), «Лечение челюстно-лицевых пов­реждений в тыловых госпиталях» В.М. Уварова (1942), «Травматичес­кие остеомиелиты» И.Г.Лукомского (1942), «Пластические операции па лице» А.Э. Рауэра и Н.М. Михельсона (1943), «Восстановительная хирургия лица и других органов» Г.Р. Курбанова (1944), «Функ-циональный метод лечения огнестрельных переломов челюстей» В.Ю. Курляндского (1944) и др. Особое место занимает коллектив­ный труд «Огнестрельные ранения и повреждения лица и челюстей», опубликованный в книге «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», в написании которого принимали участие виднейшие специалисты страны.

Военные медики с честью выполнили свой гражданский и профессиональный долг. Самоотверженный труд многих медицинских работников был отмечен орденами и медалями, а зубной врач Б.П. Бегоулев стал первым среди медиков Героем Советского Союза.

В послевоенные годы исключительное значение приобрело решение вопросов врачебно-трудовой экспертизы и правильное определение путей и возможностей трудоустройства и приспособления к труду ин­валидов Великой Отечественной войны.

В.Ю. Курляндский писал: «…снижение инвалидности является благороднейшей задачей исследователя». В 1948 г. был издан его труд «Клиника и экспертиза трудоспособности при заболеваниях и повреждениях лица и челюстей», который был первой попыткой проанализировать и обобщить большой материал, накопившийся у отечествен­ных специалистов и лично у автора по экспертизе трудоспособности и реабилитации инвалидов.

В 1946 г. в Москве при челюстно-лицевом госпитале был организован стоматологический центр, в котором был сформирован стома­тологический совет. В состав совета вошли профессора А.Э. Рауэр, Н.М. Михельсон, И.Г. Лукомский, А.И. Евдокимов, Е.Е. Платонов, А.Е. Верлоцкий, Б.Н. Бынин, И.М. Старобинский, Г.А. Васильев и другие специалисты. Центр осуществлял организационно-методическое руководство работой районных и городских стоматологов.

В 1950 г. увидела свет монография «Восстановительная хирургия лица» Н.И. Агапова, в которой автор обобщил опыт лечения челюст­но-лицевых ранений методом реконструктивной хирургии. Николай Иванович Агапов (1883–1966) в 1909 г. окончил медицинский фа­культет Казанского университета, работал земским врачом, врачом-хирургом и стоматологом в Симбирске, Самаре, Казани и Иркутске; занимался челюстно-лицевой хирургией и преподавательской рабо­той в Иркутском медицинском институте, где в 1921 г. организовал кафедру стоматологии. В 1926 г. Н.И. Агапов защитил докторскую диссертацию «Зубная система при врожденном сифилисе», в 1929 г. возглавил кафедру стоматологии медицинского факультета Северо-Кавказского университета в Ростове. В годы Великой Отечественной войны был ведущим челюстно-лицевым хирургом в специализированных госпиталях Ростова-на-Дону и Сочи. После демобилизации в 1946 г. Н.И. Агапов руководил курсом «стоматология» при кафедре госпитальной хирургии в Ростовском медицинском институте. В опубликованной им книге были представлены результаты опе­ративных вмешательств при различных повреждениях лица, языка, челюстей, небного свода с использованием местных тканей и филатовского стебля, а также приведен отчет о работе группы челюстно-лицевых отделений и госпиталей в г. Сочи за период 1941–1945 гг.

В первые послевоенные годы основное внимание организаторов здравоохранения было уделено ликвидации санитарных последствий войны, в том числе восстановлению разрушенной во время вой­ны сети стоматологических учреждений.

В послевоенный период министерством здравоохранения СССР были изданы приказы и инструктивно-методические письма, направленные на организацию и улучшение стоматологической службы в стране. Например, в приказе МЗ СССР от 10.09.1947 № 363 «О ме­роприятиях по улучшению стоматологической помощи» отмечалось отсутствие профилактической направленности деятельности стома­тологических учреждений и устанавливалась необходимость органи­зации отделов, секторов и инспекций по стоматологической помощи в составе лечпрофуправлений и должностей внештатных областных и городских стоматологов при всех соответствующих отделах здравоохранения.

В июле 1949 г. вышел приказ МЗ СССР № 549 «Об улучшении стоматологической помощи населению», который обязывал устранить недостатки в работе стоматологической службы в РСФСР. На тот мо­мент в республике было более 300 районов, в которых не было ни одного не только стоматолога, но и зубного врача. В союзных республиках (Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и др.) некоторые районы были полностью лишены стоматологической помощи. Больные были вынуждены ехать в Москву или другие крупные города, где они могли получить только консультативную помощь и рекомендации лечиться по месту жительства.

4 февраля 1950 г. МЗ СССР издало приказ, на основании которого были разработаны штатные нормативы медицинского персонала стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов, нормы на­грузки для врачей-стоматологов. 25 октября 1951 г. МЗ СССР разрабо­тало инструктивно-методическое письмо «О качественных показате­лях работы стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов», где были рекомендованы определенные показатели по всем основным видам стоматологического приема. В том же году был издан приказ МЗ СССР № 977 «О предельных ценах на зубные протезы, ортопе­дической помощи детям и подросткам», согласно которому ортодон­тическая помощь детям и подросткам должна была оказываться бесплатно, за счет ассигнований из бюджета.

Все эти меры способствовали совершенствованию сотечественной стоматологической службы. За десять послевоенных лет число стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов в СССР увеличи­лось в городах в 1,2 раза и в сельской местности – в 2,5 раза, число зубопротезных учреждений увеличилось в городах в 3,5 раза, а в сель­ской местности – в 8,6 раза. Тем не менее уровень развития стоматологической помощи все еще отставал от потребностей населения (Данилов Е.О., 1997).

Согласно приказу МЗ СССР от 29 октября 1954 г. в городских лечебных учреждениях были установлены должности специалис­тов-стоматологов из расчета 3,5 врача на 10 тыс. населения. В 50-е гг.возникла характерная для дальнейшего развития отечественной сто­матологической службы тенденция к развертыванию крупных по­ликлиник; число которых с 1950 по 1960 г. увеличилось, по данным А.Г.Сафонова (1964), в 2,5 раза.

В 1961 г. Совет Министров СССР вынес постановление «О мерах по улучшению стоматологической помощи населению», в котором были отмечены факты, свидетельствующие об отставании стоматоло­гической службы СССР, и намечена программа по преодолению име­ющихся недостатков, реализация которой была воплощена приказом министра здравоохранения СССР № 386 от 2 сентября 1961 г.

Расширение сети стоматологических учреждений и рост численности стоматологических кадров обусловили дальнейшее расшире­ние объема стоматологической помощи населению, увеличение числа посещений к врачам-стоматологам. В 1960-70-е гг. преимущественно развивалась сеть крупных стоматологических учреждений, чему способствовал положительный опыт организации стоматологической помощи в Ленинграде (Уваров В.М., Палкин И.И., 1964). Только за период с 1961 по 1965 г. число крупных стоматологических поликлиник увеличилось в 2 раза (Данилов Е.О., 1997). Следует отметить, что процесс укрупнения и специализации стоматологических учрежде­ний в ряде случаев проводился без учета степени концентрации на­селения, развитости транпортных коммуникаций и др. (Белокурова Л.П., 1977).
5 июля 1968 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здраво­охранения и развитию медицинской науки в стране», в котором пре­дусматривалось улучшение стоматологической помощи населению страны за счет дальнейшего роста сети лечебных стоматологических учреждений, строительства крупных специализированных стоматологических поликлиник, зубоврачебных лабораторий, оснащенных по последнему слову техники, совершенствования организационных форм стоматологической помощи. В 1970 г. был принят закон «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохра­нении», который был призван способствовать дальнейшему улучше­нию охраны здоровья народа.

Задачи здравоохранения в области стоматологии на 1971–1975 гг.были отражены в докладе министра здравоохранения СССР Б.В. Петровского на Всесоюзном совещании актива работников здравоохра­нения (1971): «Нужно обратить особое внимание на развитие сети стоматологических поликлиник и стоматологических отделений, быс­трее внедрять в практику стоматологических учреждений современ­ные материалы и методы обезболивания, лечения и протезирования, улучшить профилактику, и прежде всего, среди детей» (Медицинская газета. 1971. 1 декабря. № 92. С. 2).

К началу 1970-х гг. обеспеченность врачами-стоматологами населения в городах СССР в среднем составляла 4,4 специалиста на 10 тыс. населения, причем большинство из них составляли врачи со средним образованием (Данилов Е.О., 1997). К 1972 г. в стране насчитывалось 783 самостоятельные стоматологические поликлиники, 13922 отделе­ния и кабинета в городах, 10781 – в сельской местности.

Подъем материального и культурного уровня населения, успехи в развитии науки и техники повысили требования к оказанию медицинской помощи. В 1971–1975 гг. материальная база здравоохранения и медицинской науки получила дальнейшее развитие. 5 ноября 1976 г. вышло в свет постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению» и приказ министра здравоохранения СССР от 10 декабря 1976 г. за № 1166 «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению». Предусматривалось открыть еще 466 стоматологических поликлиник, ввести в строй 4390 стоматологических отделений и кабинетов, 702 зубопротезных отделения и кабинета, больше половины из них – в сельской местности; предполагался переход к участковому принципу стоматологического обслуживания, обеспечение круглосуточной неотложной стоматологической помощи в крупных городах страны, проведение эксперимента по учету труда стоматоло­гов на основании фактически выполненной работы, а не в зависимости от числа посещений. Приказом МЗ СССР № 950 были утверждены новые штатные нормативы стоматологического персонала для амбулаторно-поликлинических учреждений.

Вплоть до 90-х гг. XX столетия улучшение стоматологической помощи шло по количественному пути увеличения кадров и числа стоматологических учреждений.

Число стоматологических поликлиник за 1980-е гг. увеличилось в 1,6 раза, обеспеченность врачами-стоматологами составила к 1990 г. в среднем 4,9 на 10 тыс. населения, однако стоматологическое обслуживание при этом практически не улучшилось (Данилов Е.О., 1997).

В приказе МЗ СССР «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению» от 12 июня 1984 г. № 670 констатировалось отставание организации и качества стоматологической помощи от достижений медицинской науки и возможностей практики. В этом приказе предусматривалось выполнение целой программы мероприятий, а именно:

– обеспечить дальнейшее развитие сети стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов, особенно детских;

– укомплектовать стоматологические поликлиники, отделения, кабинеты врачами и средним медицинским персоналом в соответс­твии с установленными штатными нормативами и обеспечить систематическое повышение квалификации;

– обеспечить организацию стоматологических кабинетов на всех промышленных предприятиях и высших учебных заведениях;

 - обеспечить внедрение комплексной программы профилактики кариеса зубов;

– принять неотложные меры по обеспечению работы фтораторных установок;

– обеспечить плановую санацию полости рта детям, подросткам, взрослым;

– принять меры к внедрению в практику современных методов местного и общего обезболивания.

Согласно приказу МЗ СССР от 5 мая 1983 г. № 534 на базе нескольких поликлиник страны был проведен эксперимент, направленный на повышение эффективности стоматологической помощи населению путем увеличения ее объема за одно посещение; хорошие роезульта­ты свидетельствовали о целесообразности внедрения этого метода в практику здравоохранения, однако при этом неизбежно вставал воп­рос финансирования с учетом интенсивности деятельности стомато­логических учреждений.

В 1987 г. в решении коллегии МЗ СССР «О состоянии стоматологической помощи в стране и мерах по ее улучшению» констатиро­валось несовершенство существующей системы учета деятельности стоматологических учреждений. Для ускорения развития стоматологической помощи населению, упорядочения системы учета труда врачей стоматологического профиля и ориентации их работы на ко­нечные результаты приказом МЗ СССР «О переходе на новую сис­тему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенс­твовании формы организации стоматологического приема» от 25 января 1988 г. № 50 введена система учета труда врачей, основанная на измерении объема их работы в условных единицах трудоемкости (УЕТ). Был определен перечень из 183 видов работ с соответствую­щей их оценкой в УЕТ, являющихся экономическим эквивалентом трудозатрат на выполнение мероприятий по стоматологическому обслуживанию. УЕТ предлагалось рассматривать как элемент эко­номической оценки деятельности стоматологических учреждений и служб, на основе которого при разумном подходе может осущест­вляться финансирование стоматологической помощи, с учетом ока­зания максимально возможных объемов помощи населению в одно посещение (Лабунец В.А. и др., 2010).

Отмена учета и отчетности по посещаемости и переход к оценке работы стоматолога по УЕТ, по мнению В.К. Леонтьева (2005), стали первым этапом новейшей истории стоматологии, поскольку деятельность стоматолога стали оценивать по конкретной работе (а не по «посещениям»); стало возможным оказание максимальной помощи пациенту за одно посещение (что позволило сократить время лече­ния); был закрыт канал приписок; впервые в истории страны вся ра­бота врача в одной из самых массовых специальностей была объективизирована.

К сожалению, на практике этот закон действует далеко не всегда; опрос руководителей стоматологических служб и учреждений из числа участников VII Всероссийского съезда стоматологов (2001 г.) по­казал, что лишь единицы из них знают о существовании «Методичес­ких рекомендаций» Минздрава СССР (1988 г.) к приказу от 25 января 1988 г. № 50, и практически никто из них не использует их для обоснований требований при финансировании по УЕТ (Леонтьев В.К., Шестаков В.Т., 2003).

Приказ МЗ СССР «О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема» от 25 января 1988 г. № 50 также предусматривал совершенствование организации стоматологического приема путем максимального объема помощи в одно посещение. В то же время предоставление Минздравом СССР дополнительных прав руководителям органов и учреждений здравоохранения по вве­дению индивидуальных для регионов штатных нормативов должнос­тей и норм нагрузок привело к сокращению и общего числа посеще­ний, и объема помощи, оказываемой пациенту в одно посещение. Таким образом, во второй половине 1980-х гг. отмечалось снижение всех основных показателей стоматологической помощи (Дани-лов Е.О., 1997).

В целях ускорения развития стоматологической помощи населению приказом МЗ СССР «О комплексной программе развития сто­матологической помощи населению» от 18 ноября 1988 г. № 830 была утверждена комплексная программа развития стоматологической помощи в стране до 2000 г., в которой предусмотрено:

– увеличение численности врачей-стоматологов из расчета 5,9 должностей на 10 тыс. населения;

– увеличение числа стоматологических поликлиник, в том числе хозрасчетных;

– развитие стационарной стоматологической помощи;

– развитие материально-технической базы стоматологической службы;

– открытие новых стоматологических факультетов, факультетов усовершенствования врачей, подготовка научных и педагогических кадров;

– развитие детской стоматологии, особенно ортодонтической помощи;

– разработка и выпуск новых пломбировочных материалов;

– увеличение объема помощи при заболеваниях пародонта и слизистой оболочки полости рта;

– широкое внедрение анестезиологических пособий в стоматологическую практику;

– создание центров по оказанию помощи больным с врожденными и приобретенными пороками развития;

– разработка и внедрение мероприятий по профилактике и ран­ней диагностике злокачественных новообразований челюстно-лицевой области;

– укрепление ортопедических отделений и зуботехнических лабораторий;

– совершенствование методов диагностики (рентгенография, функциональная диагностика).

90-е гг. XX столетия принесли коренные изменения в государственном устройстве страны. Произошел распад СССР. Все бывшие республики СССР получили самостоятельность и стали суверенными государствами. Россия стала Российской Федерацией. Деятельность лечебно-профилактических учреждений в Российской Федерации, в том числе и стоматологических, независимо от их организационно-правовой основы и формы собственности, регламентируется Осно­вами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.
С распадом СССР, формированием рыночных отношений в России, в организации, управлении и структуре стоматологической службы страны произошли серьезные изменения. В 1991 г. был вве­ден в действие Федеральный закон РФ «О медицинском страховании граждан РФ», в 1993 г. Федеральный закон «Основы законодательс­тва РФ об охране здоровья граждан» с ориентацией на функционирование здравоохранения в системе рыночных отношений. Этот год официально считается началом периода реформирования системы здравоохранения РФ. Предпосылками к принятию этих законов служили недостатки финансирования здравоохранения, бесплатная бюд­жетная медицина, увеличивающаяся обращаемость за медицинской помощью при увеличении количества врачей, объема проводимых исследований и числа медицинских услуг. Рост количественных пока­зателей деятельности здравоохранения не способствовал улучшению показателей качества медицинской помощи (Лисицын Ю.П., Тара-нов А.М., Савельева Е.Н., 2001; Петухова В.В., Гурдус В.О., Айва-зова М.В., Нестеренко Н.В., 2001).

Введение новой системы финансирования и организации здравоохранения предполагало оказание лечебно- профилактической помощи за счет государственных и накопленных личных денежных средств граждан. В качестве основы реформирования здравоохране­ния закон утверждал систему социального страхования в виде систе­мы обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС). Закон направлял деятельность медицинских учреждений на получение прибыли от оказания медицинских услуг. Более того, деятельность лечебных учреждений в создав­шихся условиях считается «предпринимательской» на условиях ДМС и «иной», т.е. частной предпринимательской (ст. 2, ФЗ РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1; ФЗ РФ от 9 января 1996 г. № 2). Закон был направлен на достижение главной цели реформирования здравоохранения – по­лучения дополнительных источников финансирования и улучшения качества медицинской помощи населению в рамках программы госу­дарственных гарантий (Кучеренко В.З., 1997).

В основу государственного управления здравоохранением РФ были заложены следующие организационные принципы:

1. Общедоступность. Гарантированное право на бесплатное полу­чение медицинских услуг, включенных в программу ОМС всех граж­дан, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода. Нормы ОМС распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними договора.

2. Государственность. Государство является непосредственным страхователем для неработающей части населения (учащиеся, студенты, пенсионеры).

3. Некоммерческий характер. Средства ОМС не могут стать доходом или прибылью юридических и физических лиц, являющихся уч­редителями страховых медицинских компаний.

4. Общественная солидарность и социальная справедливость. Все граждане имеют равные права на получение медицинской помощи за счет средств ОМС. Страховые платежи по ОМС увеличиваются за счет средств ОМС.

Согласно ФЗ РФ «О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации» (1991), обязательное медицинское страхование яв­ляется всеобщим для населения России и реализуется в соответствии с программами (федеральными, территориальными), которые гарантируют объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам.

Согласно ФЗ от 2 декабря 2000 г. № 139 «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», в части четвертой ст.20 гражданам России гарантируется оказание бесплатной медицинской помощи по базовой программе ОМС по перечню ее видов, включавшему стоматологичес­кую помощь. Детям, подросткам, инвалидам, участникам ВОВ, беременным женщинам и родильницам, а также больным туберкулезом, онкологическими заболеваниями, психическими расстройствами, больным после инфарктов и инсультов гарантируются профилакти­ческие мероприятия. Объем медицинской помощи установлен норма­тивами «Программы государственных гарантий», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1096 от 11 сентября 1998, 2001 гг.

В связи с процессом освоения новых технологий профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний, внедрением современных материалов, инструментов, аппаратуры и в целях повы­шения эффективности работы и улучшения качества стоматологичес­кой помощи населению был издан приказ МЗ РФ «О совершенство­вании системы учета труда врачей стоматологического профиля» от 2 октября 1997 г. № 289. Этот приказ, а также приказ МЗ РФ № 312 (1996), «Методические рекомендации» (2001) МЗ РФ совместно Мин­фином и Фондом ОМС стали законодательной базой, которая упо­рядочила и решила многие проблемы в работе стоматологов в новых экономических условиях.

Изданию приказа МЗ РФ «Об организации стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования» от 6 августа 1996 г. № 312 предшествовали: недостаточное бюджетное фи­нансирование стоматологических учреждений, невозможность фондов ОМС компенсировать дефицит бюджета, что привело к снижению уровня удовлетворения потребности в стоматологической помощи и ее качества, сдерживало внедрение в практику новых технологий. Руководителям органов управления здравоохранением было рекомендовано предусмотреть:

– бюджетное финансирование стоматологических учреждений в зависимости от выполненного объема работ (в УЕТ);

– расходы, не восстанавливаемые бюджетом или фондом ОМС, компенсировать за счет хоздоговорной деятельности в рабочее время;

– вести отдельный учет и накопление имущества, приобретенного в результате хоздоговорной деятельности;

– вести раздельный статистический и финансовый учет в зависи­мости от источников финансирования.

Этот приказ способствовал развитию системы платных услуг, что позволило изыскать дополнительные источники финансирования и предотвратить распад государственного сектора специальности, сохранить помещения и здания, улучшить материальное обеспечение поликлиник, обновить оборудование и материалы, увеличить зарпла­ту сотрудникам стоматологических учреждений.

Для обеспечения граждан гарантированной бесплатной стоматологической помощью было решено провести реформирование стоматологической службы. Приказом МЗ РФ «Об утверждении плана мероприятий по подготовке проведения реформы стоматологической службы» от 2 июля 1999 г. № 259 утвержден план подготовки, предус матривающий порядок аренды, механизм приватизации стоматологи­ческих учреждений, их паспортизацию, разработку сроков гарантий и др.

Возникновение частного сектора специальности в конце 80-х – начале 90-х гг. ознаменовало новый период истории отечественной стоматологии.

Взаимодействие государственного и частного секторов складывается не в пользу государства: слабая материально-техническая база государственных учреждений, недостаточность бюджетного финан­сирования (в 1990-е гг. применительно к стоматологии оно упало до 20–40% от потребности), дефицит производственных площадей, из­нос зданий и помещений, особенно в сельской местности, низкая оплата труда врачей повлекли за собой отток квалифицированных кадров из государственного сектора в частный. К 2000 г. в стране было более 5 тыс. частных стоматологических поликлиник и кабинетов, из них около тысячи – в Москве. В 2001 г. в Серпухове состоялся первый съезд частных стоматологов России.

С появлением фирм, выпускающих отечественные материалы и инструментарий, реализующих изделия зарубежных фирм, россий-ским стоматологам стали доступны новейшие мировые технологии и методики. Стоматология стала более результативной: в клиническую практику вошли новые полимерные и стеклоиономерные пломбировочные материалы, металлокерамические конструкции протезов, ста­ла развиваться трансплантология, начали внедряться современные хирургические методики лечения заболеваний пародонта. Медицинская информация стала более доступной: кроме журнала «Стоматология» (с 1922 г.), стали издаваться новые журналы «Новое в стоматологии» (Москва), «Пародонтология» (С.-Петербург), «Челюстно-лицевая хирургия» (Новосибирск), «Клиническая стоматология» (Москва), «Стоматология детского возраста и профилактика» и др.

С другой стороны, частный сектор стоматологии утратил основной принцип государственной стоматологии – плановую профилактику на основе профилактических осмотров, за которые так ратовал в конце XIX в. первый профессор зубоврачевания А.К. Лимберг.

Несмотря на то что в настоящее время основная роль отводится государственному сектору медицинских учреждений, стоматологическая профилактика как среди взрослых, так и среди детей теряет свою былую активность, что ведет к увеличению стоматологической заболеваемости.

Значительную роль в развитии отечественной стоматологии играли съезды стоматологов, а также создание всесоюзных и российских об­ществ стоматологов. Первые три всесоюзных одонтологических съезда (Москва, 1923, 1924; Ленинград, 1928) были посвящены проблемам ка­риеса зубов и болезней пародонта. IV Всесоюзный съезд стоматологов (Москва, 1962) – состоянию и перспективам развития стоматологи­ческой помощи населению, также обсуждались вопросы, связанные с кариесом зубов и его осложнениями. На V Всесоюзном стоматоло­гическом съезде (Киев, 1968) обсуждались вопросы стоматологичес­кой помощи детям. В программу VI Всесоюзного съезда стоматологов (Ленинград, 1975) были включены вопросы совершенствования стоматологической помощи населению, а также проблемы заболеваний пародонта. На VII Всесоюзном съезде стоматологов (Ташкент, 1981) обсуждались вопросы организации стоматологической помощи, про­блемы профилактики и лечения воспалительных заболеваний и травм челюстно-лицевой области. VIII Всесоюзный съезд стоматологов (Волгоград, 1987) был посвящен вопросам ортопедической стоматологии.

Кроме Всесоюзного научного общества стоматологов, научные общества стоматологов имелись во всех союзных республиках; в 1965 г. было организовано Всероссийское научное общество стоматологов, которое возглавил член-корреспондент АМН, заслуженный деятель науки, профессор А.И. Евдокимов. Было проведено 6 всероссийских съездов стоматологов: I – в 1965 г. в Калинине, II – в 1970 г. в Смоленске, III – в 1976 г. в Волгограде, IV – в 1982 г. в Ульяновске, V – в 1988 г. в Новосибирске и VI – в 1996 г. в Москве.

Большую роль в развитии стоматологии сыграла зарегистрирован­ная в феврале 1993 г. Министерством юстиции Стоматологическая ассоциация России (СтАР), основная роль которой заключается в защите и охране прав стоматологов перед лицом государства и общества. В апреле 1993 г. состоялся I съезд Ассоциации, на котором был избран первый президент СтАР заслуженный деятель науки РФ, профессор Е.В.Боровский. В мае 1994 г. состоялся II съезд, в сентябре 1996 г. – III съезд, на котором президентом стал академик РАМН, профессор В.К.Леонтьев.

Валерий Константинович Леонтьев родился 24 января 1939 г. в Баку. После окончания в 1962 г. с отличием стоматологического фа­культета Омского государственного медицинского института им. М.И. Калинина и клинической ординатуры по терапевтической стоматологии работал ассистентом кафедры биохимии того же института; с 1970 г. возглавлял Центральную научно-исследовательскую лабора­торию Омского ГМИ; с 1980 г. заведовал вновь созданной в институте кафедрой стоматологии детского возраста; с 1986 г. – заместитель ди­ректора по научной работе Центрального научно-исследовательско­го института стоматологии МЗ СССР, с 1986 г. – главный стоматолог Министерства здравоохранения СССР, с 1990 по 1993 г. – директор Центрального НИИ (оставался заместителем директора до 2003 г.), с 1996 г. по 2004 г. – главный стоматолог Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В сферу научных интересов В.К. Леонтьева входят фундаментальные проблемы стоматологии, профилактика стоматологических за­болеваний, организация и управление стоматологической службой. В 1969 г. он защитил кандидатскую диссертацию «Белки минерализо­ванных тканей здоровых зубов и при кариесе», в 1979 г. – докторскую «Кариес и процессы минерализации». Он выполнил ряд пионерских исследований: предложил молекулярную модель строения эмали зубов, доказал реминерализующую функцию слюны, изучил проблемы растворимости эмали зубов в норме и при патологии. На основе раз­работанного им механизма применения искусственной слюны созда­ны и внедрены в клиническую практику средства для профилактики кариеса (кальций-фосфат гели). При его непосредственном участии разработано и успешно применяется более 50 клинико-лабораторных методов изучения тканей и жидкостей рта, методики оценки тактиль­ной чувствительности зубов и др. В 1999 г. он был избран членом-кор­респондентом, в 2004 г. – академиком Российской академии медицинских наук.

С участием СтАР созданы 68 территориальных ассоциаций стоматологов, которые участвуют в осуществлении многих стоматологи­ческих проектов, в том числе в Стоматологической образовательной программе, которой охвачено более 1 млн первоклассников.

Главной задачей стоматологии на современном этапе является обеспечение качественной гарантированной бесплатной стоматологической помощи населению. Для успешного решения поставленных задач необходимо активное реформирование стоматологии, повышение уровня подготовки кадров врачей стоматологического профиля, внедрение в стоматологическую практику новейших достижений науки и техники с использованием современных технологических исследований.